В двух словах о китайском рынке электронной торговли

Когда дело доходит до глобального рынка электронной коммерции, есть один претендент, который быстро становится крупнейшим в мире: Китай. Интернет-рынок Китая является крупнейшим в мире с оценочной стоимостью 450 млрд. Долл. США (2014), который, в соответствии с Juniper Research, превосходит США 296 млрд. Долл. США. Понимание структуры, из которой оно процветает, является обязательным, если мы хотим узнать что-либо из его многогранного успеха.

Понимание того, почему электронная коммерция Китая настолько велика

Мы видели, как китайские туристы сходят с ума в торговых центрах и универмагах, покупая дизайнерские сумки или детское сухое молоко оптом. Очевидно, что никто больше не ставит под сомнение их покупательную способность или их любовь к покупкам. А поскольку Китай - это быстрорастущее потребительское население; большинство крупных брендов - будь то предметы роскоши или потребительские товары - нацелены на китайского потребителя с помощью целенаправленной коммуникационной стратегии и / или разработки конкретных продуктов (например, отбеливающей косметики).

Когда вы спрашиваете китайских коллег в Шанхае, что их торговый бюджет для поездки в Париж, я часто слышу что-то вокруг 10,000 RMB (около 1,500 USD или 1,300 EUR и да, это только для покупок и не включает расходы, связанные с поездками). Для сравнения: среднегодовая заработная плата городских работников в 2014 в Китае в соответствии с Национальным бюро статистики Китая была 56,339 RMB (около 8,800 USD или 7,800 EUR), что сделало этот бюджет 10,000 RMB более чем в два раза больше среднемесячной зарплаты в Китае.

Хотя они выделяют щедрый бюджет на покупки за границей, покупки также остаются в пределах границ Китая, при этом большая часть транзакций осуществляется в Интернете. Как упоминалось выше, китайский онлайн-рынок является крупнейшим в мире, обогнав рынок США. Помимо страсти китайских потребителей к покупкам, Китай извлекает выгоду из обширной внутренней дистрибьюторской сети, обеспечивающей быструю национальную доставку и доставку в тот же день или на следующий день в лучшие города (например, Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Шэньчжэнь). Эти сети распространения прекрасно облегчают электронную торговлю и помогают сделать онлайн-покупки невероятно распространенными в Китае.

Я живу в Китае довольно давно, и я все еще удивляюсь, как почти все может быть доставлено на мое место или в офис. В дополнение к тому, что мои продукты доставлены, есть множество приложений и веб-сайтов для смартфонов, чтобы доставить мои блюда, включая McDonalds или спичечный чай. В качестве простого примера: в дни «давайте есть здоровую пищу сегодня» мне могут доставить фрукты, которые можно предварительно помыть и красиво нарезать. Я мог оставаться дома и никогда не выходить на улицу.

Китайские интернет-гиганты

Так же, как в западном мире есть гиганты электронной коммерции, так же как и в Китае. Где у них есть eBay, Facebook, Amazon, PayPal и Google; Китай имеет Baidu, Alibaba и Tencent, известные под аббревиатурой BAT. Их нельзя сравнивать с западными компаниями по принципу «подобное за подобное», поскольку из-за разницы в технологиях, платформе и возможностях слишком сложно сопоставить одно с другим в равной степени.

  • Baidu, название которого переводится как «сотни раз», является самой используемой в Китае поисковой системой в Интернете. Baidu, впервые запущенный в Пекине в 2000 году, включает в себя гораздо больше, чем предложение Google, например, музыкальный онлайн-плеер, энциклопедию и собственный рынок.
  • Alibaba является самой плодовитой платформой онлайн-торговли в Китае, пользующейся разнообразной бизнес-моделью. Они известны тем, что связывают продавцов по всему миру с китайскими производителями. Alibaba также владеет широко используемым платежным шлюзом в Китае Alipay (аналог PayPal) и дуэтом на рынке Taobao / TMall.
  • Tencent - еще одна из ведущих китайских компаний на рынке онлайн и мобильной связи. Tencent наиболее известна своими достижениями в области социальных сетей, таких как QQ (аналог MSN Messenger) и WeChat. У Tencent также есть собственная безопасная платежная система под названием TenPay.

Baidu, Alibaba и Tencent обеспечивают основу для собственного рынка электронной коммерции в Китае. А поскольку Китай настолько уникален с точки зрения рынка, у них также есть свои собственные местные онлайн-рынки.

Рыночные места

Лидерами онлайн-рынка Китая являются Taobao, TMall и JD. Вы можете свободно сравнить Taobao с eBay, а JD и TMall с Amazon. И, несмотря на проблемы с подлинностью продуктов, о которых в прошлом много писали заголовки, китайские платформы электронной коммерции добились постоянного успеха в бизнесе.

  • Taobao, название которого переводится как «сайт поиска сокровищ», был основан Alibaba группа и предлагает сайт электронной коммерции, не совсем в отличие от eBay. Являясь исключительно китайской платформой продаж C2C, на Taobao можно найти практически все; но поскольку любой, у кого есть действительный китайский идентификатор, может открыть магазин Taobao, весьма часто можно встретить поддельные продукты (хотя иногда это довольно забавно).

Китайские потребители на удивление довольно придирчивы при выборе продуктов из-за долгой истории, с которыми они сталкиваются с мошенничеством, и это относится также к выбору на каком канале они покупают товары. Таким образом, успех платформ TMall и JD не вызывает удивления, и вот почему:

  • TMall (самая популярная в Китае платформа B2C) требует наличия лицензий на проданные продукты, что сокращает количество поддельных продуктов. Только компании могут регистрироваться в магазине на TMall, так как при регистрации требуется бизнес-лицензия. Компании за рубежом, которые еще не закрепились в Китае, могут также создать магазин TMall с TMall Global. TMall также принадлежит AlibabaЭто объясняет, почему пользователи могут попасть в магазины TMall при поиске товаров на Taobao, а не наоборот.
  • JD (JingDong) была запущена в 2004 году и вскоре расширилась до продажи различного электрического оборудования, такого как мобильные телефоны и компьютеры. JD также является платформой B2C, и компании, желающие открыть магазин на JD, должны подтвердить официальными документами, что они владеют брендом и продуктами, или, по крайней мере, им нужно показать, что они являются официальными дистрибьюторами.

Случай с WeChat

Вы, наверное, слышали о WeChat, даже если находитесь за границей. Если нет, не волнуйтесь, вот все, что вам нужно знать: WeChat - это приложение для социальной платформы, запущенное в январе 2011 года, с простой функциональностью обмена сообщениями, как и WhatsApp. Вскоре были добавлены функции: сканирование QR-кодов (вы можете подумать, что QR-коды мертвы, подумайте еще раз, поскольку они довольно хорошо жив в Китае), личная хронология под названием «Моменты», где друзья могут лайкать и комментировать публикации, звонки и видеозвонки, магазины стикеров, голосовые сообщения, оплата через WeChat, денежные переводы через WeChat и съемка коротких видеороликов под названием «Достопримечательности». WeChat достиг этого года 600 миллионов активных пользователей в месяц и, вероятно, является самым популярным приложением в Китае.

Давайте внимательнее посмотрим на эту функцию оплаты WeChat. WeChat принадлежит Tencent, поэтому за платежной технологией стоит TenPay. И чтобы убедиться, что показатели TenPay растут, WeChat не позволяет AlibabaТакие дети, как Alipay и TMall, будут представлены в его приложении. С другой стороны, WeChat расширил сотрудничество с JD (никаких обид Alibaba). Пользователи могут покупать товары в Интернете и в магазинах, где это разрешено продавцами, а также оплачивать поездки на такси и оплачивать счета за коммунальные услуги прямо из своего кошелька WeChat. Итак, когда я сказал ранее, что я могу оставаться на своем месте, не выходя на улицу, ну, это действительно не помогает мне растягивать ноги.

WeChat также интересен для компаний благодаря наличию доступных учетных записей 3: учетной записи подписки, учетной записи службы и корпоративного аккаунта. Абонентская учетная запись является самой базовой и похожа на канал, в котором пользователи могут следить за новостями брендов. Учетная запись службы более продвинута и отображается в приложении, как у друга (с каждым сообщением, отправленным как push-уведомление), и позволяет брендам иметь магазин в WeChat, который называется WeShop. Корпоративный учет предназначен для внутреннего использования компаний и более ориентирован на управление проектами и внутреннюю связь.

Что делает WeChat таким уникальным, так это его «единый формат», в котором пользователи имеют доступ к множеству сервисов и функций, не покидая приложения. Платежи WeChat позволяют брендам присутствовать в этом приложении через мобильную коммерцию; WeChat определенно играет важную роль в сфере электронной коммерции в Китае.

Как насчет автономной электронной коммерции?

Хотя китайские рынки занимают большую часть китайского пирога электронной коммерции, автономное присутствие электронной коммерции пока невероятно важно. Это позволяет лучше контролировать стратегии онлайн-оф-оф-лайн, новые товарные запасы (а также новые продукты, которые будут одобрены рынком, что может быть длительным процессом) и гибкость дизайна. Тем не менее, запуск автономной электронной торговли не без проблем в Китае.

Платежные шлюзы:

Еще кое-что, что Китай хотел бы иметь по-другому, это средства оплаты. Хотя в западных странах широко распространено использование кредитных карт, китайские потребители используют информацию о своих банковских счетах (при этом UnionPay более популярен, чем Visa и MasterCard). Таким образом, высоко ценится максимальная безопасность. Alipay и TenPay предлагают решения для платежных шлюзов, которые обеспечивают плавные и безопасные онлайн-транзакции, напрямую связанные с банковскими счетами пользователей - точно так же, как это делает PayPal.

Предпочтение Alipay или TenPay над PayPal в Китае объясняется количеством бесплатных функций, предлагаемых владельцам счетов, таких как покупка билетов на автобус, пополнение мобильного кредита и оплата товаров в магазине, чтобы назвать несколько.

Хостинг и скорость загрузки:

В зависимости от целевого рынка предприятиям необходимо выбирать, какой веб-хост лучше для них. Хостинг веб-сайта на европейском уровне, в то время как ваш целевой рынок находится в Китае, вызовет проблемы с доступом, начиная от продолжительного времени загрузки и заканчивая, в конечном счете, плохим пользовательским интерфейсом.

ICP:

ICP (лицензия поставщика интернет-контента) была внедрена в 2000 году и работает вместе с национальным «великим китайским брандмауэром» для обеспечения соблюдения законов Китая о защите Интернета. Получение лицензии ICP обязательно, если вы хотите управлять веб-сайтом в Китае. Ссылка наЯ написал статью по этой теме.

Magento:

#1 платформа для электронной коммерции с открытым исходным кодом Magento учитывает большинство проектов, над которыми работает мое агентство. В IT Consultis мы сторонники Magento (наряду с одной четвертью сайтов электронной коммерции), поскольку он имеет бесплатное издание сообщества и очень хороший уровень настройки. Его многочисленные преимущества включают обширные варианты SEO-маркетинга, простые в использовании плагины, команды разработчиков, обеспечивающие частые обновления, отличную безопасность и тот факт, что он постоянно расширяется, чтобы идти в ногу с растущими требованиями вашей компании. Кроме того, он может быть подключен к сторонним системам, таким как WMS, включая китайский. Последнее и самое важное для автономной электронной коммерции в Китае: эта платформа также может быть скроена для того, чтобы сосредоточиться вокруг Китая благодаря внедрению впечатляющих дизайнерских и технологических модулей.

Я надеюсь дать вам четкое представление о том, что происходит в Интернете в Китае. Когда вы думаете о решении китайского рынка, компаниям необходимо будет выбрать более одного канала продаж, чтобы максимально использовать их бизнес-цели. Моя самая большая рекомендация для тех, кто хочет проникнуть на этот гигантский рынок, - это найти подходящего партнера. В IT Consultis, мы - идеальный партнер, который поможет вам разобраться в тонкостях китайского онлайн-рынка и снабдит ваш бизнес всем необходимым, чтобы пользоваться разнообразными финансовыми плодами китайской электронной торговли.

изображение заголовка любезно предоставлено Алекс Тасс

Томас Гийяуд

Будучи энтузиастом технологий и дизайна и получив двойную степень магистра в области предпринимательства и цифрового бизнеса, Томас развил технические навыки и опыт в цифровой индустрии, включая электронную коммерцию и аналитику. Он решил покинуть свой любимый родной город в Бретани, Франция, и отправиться в Китай. Здесь он решил использовать привлекательный рынок этой страны для создания своего идеального веб-агентства. В IT Consultis Томас руководит операциями компании; когда он не посвящает свое время управлению ключевыми клиентами или руководству командой для достижения высоких результатов, он обдумывает стратегию увеличения размера агентства, всегда придерживаясь самых высоких стандартов. За пределами агентства вы можете найти его за французской едой где-нибудь в Шанхае или за бокалом вина (или пива) в баре за углом.

China’s Ecommerce Market in a Nutshell

When it comes to the global ecommerce market, there's one contender who's quickly becoming the world's biggest: China. China's online market is the biggest in the world with an estimated value of 450 billion USD (2014) which supersedes the US' 296 billion USD by far according to Juniper Research. Understanding the structure from which it thrives is imperative if we're to learn anything from its multifaceted success.

Understanding why China ecommerce is so big

We've seen Chinese tourists going crazy in shopping malls and department stores, buying designer bags or baby powder milk in bulk. It's obvious nobody is questioning their purchasing power nor their love for shopping anymore. And since China is such a booming consumer population; most of the big brands – whether it is luxury or consumer goods – are targeting the Chinese consumer with a focused communication strategy, and/or developing specific products (whitening cosmetics for example).

When asking Chinese colleagues in Shanghai what's their shopping budget for their trip to Paris, I often hear something around 10,000 RMB (around 1,500 USD or 1,300 EUR and yes, that's only for shopping and does not include travel related expenses). As a comparison: the annual average wage for urban employees in 2014 in China according to China’s National Bureau of Statistics was 56,339 RMB (around 8,800 USD or 7,800 EUR), making this 10,000 RMB budget more than twice the Chinese average monthly salary.

While they allocate a generous budget to shopping abroad, shopping is also kept for within China's borders, with a large portion transacted online. As mentioned above, China's online market is the biggest in the world overtaking the US one. Aside from Chinese consumers' passion for shopping, China benefits from a vast domestic distribution network enabling fast national deliveries and same or next day deliveries for top-tier cities (e.g. Beijing, Shanghai, Guangzhou and Shenzhen). These distribution networks facilitate ecommerce beautifully and help to make online purchasing incredibly common in China.

I've been living in China for quite some time now and I still am amazed how almost everything can be delivered to my place or office. In addition to having my groceries delivered, there are plenty of smartphone apps and websites to have my meals delivered including McDonalds or matcha tea. As a simple example: on the “let's eat healthy today” days, I can have fruits delivered which can be pre-washed and nicely cut for me. I could basically stay indoors and never go out.

Chinese Internet Giants

In the same way that the Western world has its ecommerce giants, so too does China. Where they have eBay, Facebook, Amazon, PayPal and Google; China has Baidu, Alibaba and Tencent collectively known by the acronym BAT. They can't be compared to the Western companies in ‘like for like' terms since the difference in technology, platform and capabilities make it too difficult to weigh one against the other equally.

  • Baidu, whose name translates as ‘hundreds of times' is the Chinese most used Internet search engine. First launched in Beijing in 2000, Baidu includes so much more than Google's offer like an online music player, an encyclopaedia and their own marketplace.
  • Alibaba is China's most prolific online retail platform, profiting from a diverse business model. They are known for putting worldwide sellers in direct contact with Chinese producers. Alibaba also owns the China widely used payment gateway Alipay (similar to PayPal) and the Taobao / TMall marketplace duo.
  • Tencent is another of China's leading online and mobile market forces. Tencent is best known for their advances in social media platforms like QQ (similar to MSN Messenger) and WeChat. Tencent also have their own secure payment system called TenPay.

Baidu, Alibaba and Tencent provide the backbone for China's own ecommerce market. And since China is so unique in terms of market, they also have their own local online marketplaces.

Market Places

China's online market leaders are Taobao, TMall and JD. You could loosely compare Taobao to eBay, and JD and TMall to Amazon. And despite product authenticity issues that made headlines in the past, Chinese ecommerce platforms have seen continued business success.

  • Taobao, whose name translates as ‘a site searching for treasure' was founded by the Alibaba group and offers an ecommerce site not totally unlike eBay. As an exclusively Chinese C2C selling platform, almost anything can be found on Taobao; but since anyone with a valid Chinese ID can open a Taobao shop, it is not uncommon to run into fake products (sometimes quite fun though).

Chinese consumers are surprisingly quite picky when choosing products due to the long history they have dealing with frauds, and this applies also when choosing on which channel they purchase goods. So the success of TMall and JD platforms comes with no surprise, and here's why:

Try-Shopify
  • TMall (China's most popular B2C platform) requires to own licences for the products sold, which is reducing fake products. Only companies can register for a shop on TMall since a business license is required during the registration process. Companies abroad who have not got a foothold in China yet can also create a TMall shop with TMall Global. TMall is also owned by Alibaba, this explains why users can end up on TMall shops when searching products on Taobao, but not the other way around.
  • JD (JingDong) was launched in 2004 and soon expanded to selling a variety of electrical equipment, such as mobile phones and computers. JD is also a B2C platform and companies wanting to open a store on JD need to prove with official documents they own the brand and products, or are at least they need to show they are official distributors.

The case of WeChat

You've probably heard of WeChat even if you are abroad. If not, don't worry, here's all you need to know: WeChat is a social platform app launched in January 2011 with a simple messenger functionality just like WhatsApp. Quickly, features were added: QR codes scanning (you might think QR codes are dead, well think again as they are pretty well alive in China), personal timeline called “Moments” where friends can like and comments posts, calls and video calls, sticker shops, voice messages, WeChat pay, WeChat money transfers and short videos capture called “Sights”. WeChat has reached this year 600 million monthly active users and is probably the most used app in China.

Let's take a closer look at this WeChat pay function. WeChat is owned by Tencent so the payment tech behind it is actually TenPay. And to make sure TenPay's figures go up, WeChat does not allow Alibaba's babies like Alipay and TMall to be featured on its app. On the other hand, WeChat has increased their partnership with JD (no hard feelings Alibaba). Users can purchase goods online and in-store wherever allowed by merchants, but also pay for taxi rides and pay their utility bills directly from their WeChat wallet. So when I said earlier I could basically stay at my place without going out, well this doesn't really help me stretching my legs.

WeChat is also interesting for companies thanks to the 3 different accounts available: subscription account, service account and corporate account. Subscription account is the most basic one and is like a channel where users can follow brands' news. Service account is more advanced and appears on the app like a friend (with each message sent as a pushed notification) and allows brands to have a shop within WeChat referred as WeShop. Corporate account is for companies' internal use and is more focused on project management and internal communication.

What makes WeChat so unique is its “one format” where users have access to multiple services and features without leaving the app. With WeChat payments and brands have an m-Commerce presence on this app; WeChat definitely plays an important role in the ecommerce scene in China.

What about stand-alone ecommerce?

Although Chinese marketplaces take most of the Chinese ecommerce pie, a stand-alone ecommerce presence is yet incredibly important to have. This allows better control for online-to-offline strategies, new product inventories (vs new products to be approved by the marketplace, which can be a lengthy process) and design flexibility. However, launching a stand alone ecommerce it not without its challenges in China.

Payment gateways:

Something else China like to have different is payment means. While it is widely accepted in Western countries to use credit cards, Chinese consumers use their bank account information (with UnionPay more popular than Visa and MasterCard). Thus maximum security is highly appreciated. Alipay and TenPay offer payment gateway solutions that provide smooth and secure online transactions, directly linked to users' bank accounts – just like PayPal does.

The preference of Alipay or TenPay over PayPal in China is due to the number of free functions offered to account holders, such as buying bus tickets, topping up mobile credit and paying for products in-store, to name a few.

Hosting and loading speed:

Depending on their target market, businesses need to be selective which web host is best for them. Hosting a European based website while your target market is in China will cause access issues, ranging from lengthy loading times to ultimately poor user experience.

ICP:

The ICP (Internet Content Provider License) was implemented in 2000 and works along with the nation's ‘great firewall of China' to enforce China's protective internet laws. Obtaining an ICP license is mandatory if you want to operate a website within China. Here‘s an article I wrote on this topic.

Magento:

The #1 open source ecommerce platform of Magento accounts for most of the projects my agency works on. At IT Consultis, we're advocates of Magento (along with one-quarter of ecommerce sites) as it has a free community edition and a very good level of customization. Its numerous benefits include extensive SEO marketing options, easy to use plug-ins, teams of developers ensuring frequent updates, great security and the fact that it's constantly expanding to keep up with the growing demands of your company. On top of that, it can be plugged with third party systems such a WMS, including Chinese one. Last and most important of all for stand-alone e-Commerce in China: this platform can also be tailored to focus around China thanks to the incorporation of impressive design and tech modules.

I hope to have given you a clear picture of what's going online in China. When thinking of tackling the Chinese market, companies will need to choose more than one selling channel to make the most of their business endeavours. My biggest recommendation for anyone wanting to penetrate this giant market would be to get the right partner. At IT Consultis, we're the perfect partner for helping you understand the intricacies of China's online market and equipping your business with everything it needs to enjoy the varied financial fruits of Chinese ecommerce.

header image courtesy of Alex Tass

Thomas Guillemaud

Being a tech and design enthusiast and after graduating with a double Master Degree in Entrepreneurship and Digital Business, Thomas developed tech skills and expertise in the digital industry including e-Commerce and analytics. He chose to leave his beloved hometown in Brittany, France and head to China. Here, he decided to leverage this country's fascinating market to create his ideal web agency.At IT Consultis, Thomas manages the operations for the company; when he is not dedicating his time to key account management or driving the team for high end results, he is thinking strategy to grow the agency bigger while always keeping the highest standards.Outside of the agency, you may find him having French food somewhere in Shanghai or enjoying wine (or beer) at the bar around the corner.

3 Responses

  1. Do you know anyone (small companies/individuals) making significant money selling in China on eCommerce platforms?

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Rating *